Приоткрывая тайны янтарной комнаты

Реставрационный центр «Царскосельская янтарная мастерская» был создан в 1981-ом году специально для проведения уникальных работ по воссозданию шедевра камнерезного искусства – Янтарной комнаты, бесследно исчезнувшей в годы оккупации Великой Отечественной Войны. В начале XVIII века Петр I получил Янтарную комнату в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I. Именно так начинался дружественный союз между двумя государствами. Исчезновение шедевра из России, как и его появление здесь, по горькой иронии, связано тоже с Германией. Осенью 1941-го года немецкие войска заняли Екатерининский Дворец Царского Села, демонтировали комнату и вывезли в Кенигсберг. После окончания войны ее так и не нашли. После своего исчезновения Янтарная комната стала легендой и страшным напоминанием об огромных культурных потерях, понесенных человечеством в годы минувшей войны. Вот почему воссоздание Янтарной комнаты явилось большим событием, как для российской, так и для мировой культуры.

О возможности и необходимости вернуть легенду заговорили в 70-х годах ХХ века. К тому времени в России уже был накоплен солидный опыт в реставрации янтарных изделий XVII-XVIII веков. 10 апреля 1979 года Советское правительство приняло Постановление о воссоздании Янтарной комнаты.

Предстоящая работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике: Янтарная комната – произведение архитектуры и декоративно-прикладного искусства одновременно. Янтарь, используемый в драгоценной отделке интерьера был разных видов художественной обработки, широко распространенных в прошлые века, но совершенно забытых в наши дни. Сложность реставрации также заключалась в отсутствии авторских чертежей и каких-либо изображений Янтарной комнаты. Сохранилось лишь несколько фотографий, которые не только облегчили предстоящую работу, но и добавили несколько проблем: внимательно изучив фотографии, реставраторы обнаружили многочисленные утраты и позднейшие наслоения в янтарном декоре. Потребовалось серьезное изучение двухсотлетней истории бытования Янтарной комнаты.

В 1981 году группа архитекторов во главе с лауреатом Ленинской премии, Заслуженным архитектором А.А. Кедринским, начала разрабатывать проект воссоздания утраченного интерьера. Важнейшими этапами стали прорисовка всех янтарных панно в натуральную величину и создание цветных эталонов – изображение янтарного декора во всем многообразии его колорита.

Одновременно с разработкой проекта реставраторы Янтарной комнаты осваивали забытые приемы обработки янтаря и разрабатывали технологии, позволяющие обеспечить долговечность воссоздаваемого декора. Был найден оптимальный вариант деревянной основы панелей, исключающей осыпи янтаря, разработаны механические и термические способы обработки и окраски этого материала. Янтарь наклеивали на дерево, что требовало определенный состав мастик и расчеты по высоте резного декора.

С воссозданием четырёх панно из флорентийской мозаики, входивших в декоративное убранство Янтарной комнаты, дело обстояло немного проще. В ходе исследования, было обнаружено, что во Флоренции сохранились живописные эталоны для этих мозаичных картин. Возможность воссоздания мозаик уже не вызывала сомнения, но для того, чтобы максимально приблизить их к живописным оригиналам, потребовалась огромная цветовая палитра природного каменного сырья. Янтарь собирали со всей территории бывшего СССР.

В 1997 году в Германии была обнаружена одна из подлинных мозаик Янтарной комнаты. Представилась уникальная возможность сравнить уже воссозданное с оригиналом. Экспертиза показала, что современная мозаика изготовлена на высочайшем художественном уровне.

После многолетнего периода подготовки начался процесс самого воссоздания янтарных панелей. На основе объемных эталонов – моделей воспроизводимых деталей в пластилине и гипсе – мастера вырезали из янтаря элементы декора, далее которые монтировались на деревянную основу. Готовую панель устанавливали на ее историческое место в Янтарной комнате.

Янтарь поставлялся на протяжении всего периода работ в течение двух десятилетий Калининградским янтарным комбинатом – единственным крупнейшим в мире предприятием по разработке уникального месторождения янтаря.

Даже в самые трудные для современной России времена работы по воссозданию Янтарной комнаты не останавливались, хотя средства, выделяемые из федерального бюджета, далеко не всегда соответствовали потребностям. С 6 сентября 1999 года окончание восстановительных работ велось за счет безвозмездной помощи в размере 3,5 миллионов долларов, выделенной немецкой фирмой «Рургаз», ставшей эксклюзивным спонсором реализации культурного проекта международного значения.

Работы по воссозданию Янтарной комнаты были завершены к юбилейному 2003 году, когда Санкт-Петербург, отмечал 300-летие со дня основания. Возрожденное легендарное произведение вошло в историю как уникальный пример взаимосвязи культур России и Германии и, конечно же, как памятник виртуозному мастерству современных реставраторов.

За два десятилетия своей работы «Царскосельская янтарная мастерская» превратилась в один из крупнейших в Европе научно-реставрационных центров по изучению, восстановлению и реконструкции изделий из янтаря и твердого камня. В мастерской трудятся художники-реставраторы, способные осуществлять работы самой высокой степени сложности по реставрации, воссозданию и копированию лучших образцов янтарного и камнерезного искусства прошлых столетий.

Руками царскосельских мастеров отреставрированы предметы из коллекции Оружейной палаты московского Кремля, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, Государственного музея-заповедника «Царское Село», музея янтаря в Варде (Дания), замка Кепининг (Германия). На выставке представлены копии и реплики исторических предметов из янтаря и цветного камня, повторения которых можно заказать в мастерской. Исключительный интерес представляет скульптурная пластика из цветного камня.

В мастерской были созданы уникальные авторские работы: мозаичные иконы для оформления кремлевской резиденции президента России, дипломатические подарки для президента России Владимира Путина, канцлера Германии Герхарда Шрёдера, короля Испании и многих других высокопоставленных особ.

Работа реставраторов «Царскосельской янтарной мастерской» признана во всем мире. Мастера продолжают с успехом возрождать высокие традиции европейского камнерезного искусства прошлых веков.


Возврат к списку