Православные ювелирные украшения от ТД «Мастерские Юрия Фёдорова»

На выставке «Симфония Самоцветов» представлены мастера - известные, признанные, уважаемые и коллегами по цеху — ювелирами, и знатоками церковного искусства.

Юрий Анатольевич Фёдоров — православный художник, создающий уникальные вещи, не раз занимавшие призовые места на самых престижных конкурсах и работы предприятия «Ростовская эмаль», сохранившего и продолжающего лучшие традиции искусства финифти – старинного декоративно – художественного промысла России, одного из самых сложных и интересных видов миниатюрной живописи.

Православные ювелирные украшения, вышедшие из под руки мастера, вполне доступны и для среднего класса покупателей. Если вам когда – нибудь довелось подержать в руках крест или образок его работы, то это ощущение живой субстанции вы уже не забудете никогда. Идея каждого произведения мастера вынашивается от нескольких месяцев до нескольких лет, пока содержание и композиция не придут в согласие с формой и декором и не появится внутреннее чувство истинности будущего изделия. Его символический язык удивительно богат и прекрасен. Когда идея созрела, мастер берется за резец. Все модели вырезает вручную в натуральную величину. Для него очень важен контакт рук с материалом. Кроме того, что он доставляет огромную радость, в этом процессе осязательно проверяется правильность замысла и дорабатываются многие нюансы, которые просто невозможно решить в проекте. В руках вещь начинает жить, и сама требует все необходимое для своего развития. Православные ювелирные украшения Юрия Фёдорова – это живые произведения церковного искусства. И главное в них не живоподобность, а наличие, пусть даже в небольшой степени Божией благодати. Мы сами можем создать лишь иллюзию жизни, а животворит только Господь, и происходит это чудо, только когда мы работаем с Богом, с любовью. Потому что без нашего разрешения, нашей молитвы Господь не освятит нашу деятельность. Всемогущий Бог не насилует нашу свободу. Как сказано в Писании: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Самым распространенным с древнейших времен и до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест на Руси называется «тельником». Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком единое целое, тельный крест, в первую очередь, обозначает его соединение с Христом и святой Православной Церковью (к вопросу о защите через соединение).

В Библии можно выделить три основных символических понятия, связанных с камнем, в которых используется архитектурная символика: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни». В Евангелие от Матфея Христос, обращаясь к апостолу Симону (Петру) говорит: «Ты Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мтф. 16,18). Тем самым Господь называет Апостола «камнем основания». Но это относится и к другим Апостолам, что видно из текста Откровения: «Стена города имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21,14).

Камень в силу своей плотности и твердости является идеальной эмблемой материального мира, символом надежности и стабильности. Но так как в христианстве не только человек, но и материя включены в Божий промысел спасения и предназначены к преображению, то и христианская символика камня носит духовный характер и отражает процессы духовного созидания и преображения.

Наиболее яркий, часто встречающийся в ювелирном искусстве пример «краеугольного камня», как символа Христа, это драгоценный камень в средокрестии крестов, в месте соединения четырех углов. Соответственно камни на концах балок креста понимаются как «камни основания» и могут обозначать четырех евангелистов или четыре стороны света. Тоже можно сказать и об изделиях круглой или близкой к кругу форме, где драгоценным камнем особо отмечен центр.

Понятие «живые камни» встречается у апостола Петра. Святой Петр называет Христа живым краеугольным и драгоценным камнем, и в тоже время понятие «живые камни» распространяет и на всех христиан, строящих из себя дом духовный (1Петр. 2,4-5). Апостол Павел, называя христиан «согражданами святым» также говорит, что они «быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2,19-20). Таким образом, мы видим, как через архитектурные понятия передается структура и иерархия Церкви Христовой. В свою очередь в композиции многих христианских ювелирных изделий используется храмовая символика. Об этом мы расскажем в беседах, посвященных конкретным предметам церковного ювелирного искусства.

В понятии «живые камни» заключена идея преображения как человека, так и материального мира. Эта идея могла передаваться в искусстве посредством обработки обычного камня, в частности вырезания на нем священных изображений. Примером могут послужить резные иконки из стеатита, широко распространенные в Византии 11-12 вв., или широко бытовавшие на Руси иконки из сланцев и других, преимущественно мягких, пород камня. И конечно, идею преображения передает контраст, существующий между обычным камнем и драгоценным.

Драгоценные камни, в силу своей природной уникальности, во все времена и у всех народов были окружены ореолом таинственности. Им приписывались магические и целительные свойства. Отголоски древних легенд и мифов о камнях можно встретить и в христианстве, особенно на бытовом уровне. В Церкви же, драгоценные камни чаще всего символизировали духовные качества.

Объектом работ художника стали резные, из твердых пород дерева и кости, миниатюрные иконки, наперсные кресты, панагии, створчатые пасхальные яйца. С 1989 г. — самостоятельная творческая работа, изучение древнерусского и византийского искусства, участие в археологических экспедициях и тематических православных выставках.

Юрий Федоров - участник Первой Всемирной выставки миниатюрного искусства в Лондоне в 1995 г.

С 1996 г. художник начинает работу по созданию коллекции православных индивидуальных святынь (нательных крестов, образков, складней), которые выпускаются серийно с использованием техники литья. Для этого создаются ювелирные предприятия: "Элигий", а затем, в 1998 г., "Художественные мастерские Федорова", где Ю.Федоров являлся учредителем и творческим директором. Параллельно художник был занят исследованиями в области ставрографии, результатом которых явился выпуск в 2000 г. книги "Образ креста", посвященной истории и символике нагрудных крестов. Коллекция Ю.Федорова постоянно экспонируется на многочисленных православных и ювелирных выставках в России и за рубежом. Его работы неоднократно отмечались почетными дипломами.

В настоящее время Ю.Федоров является учредителем и директором ювелирного предприятия ООО "Мастерские Юрия Федорова" — единственного обладателя исключительных прав и патентов на все работы художника. Помимо руководства предприятием Юрий Федоров продолжает исследования в области церковного искусства и ставрографии, результатом которых являются его работы.

В настоящее время особенно возрождается интерес к искусству эмали. Благодаря своей древности истории это искусство ассоциируется сегодня с антикварными изделиями. Миниатюрная живопись на эмали – особый вид изобразительного искусства, имеющий свою специфику. Она более декоративна, неотъемлема от обрамления, читается как единое целое. Основное направление работы предприятия «Ростовская эмаль» изготовление икон в технике финифти: расписные эмали с оправой из серебряной скани с использованием перегородчатой эмали, золочения, натуральных камней. Опытные ювелиры и художники, владея секретами старинного искусства, вручную создают эксклюзивные авторские работы, которые могут стать достойным украшением вашего дома. Потомки будут с благодарностью хранить такую икону, как семейную реликвию, передовая ее, из поколения в поколение. Поражают своей живописностью, очень сложной совокупностью умелого владения художника техническими знаниями эмали и богатством кружевной скани « Господь Вседержитель» (ювелир Николай Загребельный, художник Авдонина Лариса), «Династия Романовых» (мастерская Рязанцевых, художник Маркина Татьяна) и « Троица» (мастерская Рязанцевых, художник Мизина Ирина).

Эти произведения несут в себе настолько мощный заряд энергии и позитивной атмосферы, что трудно себе представить человека, который смог бы пройти мимо них. В основе всех работ лежат классические каноны иконописи и цветовые сочетания эмалевых красок. « Пантелеймон- Целитель», «Неопалимая Купина» ( художник Рогозина Анастасия, ювелир Маленкин Валерий), «Рождество Христово» ( ювелир Олег Соколов, художник Лукьянова Наталья) Также источником вдохновения этих художников и мастеров служит личная духовная жизнь. Мастеру свойственно свои поиски и размышления выражать в формах и образах. И если в светском искусстве это свободные фантазии художника, то в церковном - существует традиционный символический язык образов и форм, позволяющий канонически ясно выражать познаваемые явления духовного мира. Все дальше и дальше двигается прогресс в нашей жизни, но есть то, что не сможет заменить ни одна прогрессивная технология. Изображения ликов притягивают и заставляют остановить бегущий взгляд, задуматься над работой мастера, прилагающего не только все знания, но и душу.


Возврат к списку