Современные мастера декоративно-прикладного искусства

Николаев Илья, выпускник Московского художественно-промышленного Университета имени С.Г. Строганова отделения Монументально-декоративного и прикладного искусства (1993г.), обучался на кафедре художественной обработки металла, затем закончил художественно-графический факультет по специальности “Дизайн” МГОПУ им. М.А. Шолохова (2005г.). Такое прекрасное образование позволяет ему свободно оперировать всем арсеналом изобразительных средств. Стремление художника сочетать различные выразительные средства и приемы обработки металла и камня говорит о многогранности его таланта.

С огромным вниманием Илья относится именно к линии, силуэтно-контурному решению, тщательной отрисованности объемов при моделировании общей формы. Произведения Николаева Ильи органично вписываются в ключевую концепцию современного ювелирного и декоративно-прикладного искусства, где элементы игры с различными объемами и фактурами - одна из важных составляющих. Он смело экспериментирует с формой, материалом и образом, которые образуют эффектные и целостные композиции, определяющие особую декоративность изделий.

Отличительной особенностью творчества художника является неординарность художественного мышления, высокий уровень мастерства, редкостный синтез металла и камня, во многих случаях органично применялась витражная эмаль.

За годы творчества художником был не только выработан свой неповторимый стиль, но и разработаны собственные техники исполнения работ. Так, особого внимания заслуживает техника литья и чеканки с последующей ручной обработкой, где несомненно, ощущается Строгановская школа.. Изумительного качества, гладко отполированные поверхности металла кажутся светящимися изнутри, отражающими мерцающий блеск фактурированных различными способами плоскостей.

Этот факт позволяет значительно выйти за рамки устоявшихся традиций и классических образцов подачи такого рода изделий, а тем более повлиять на художественное развитие ювелирной и декоративно-прикладной отрасли в целом.

Кроме того, необходимо отметить, что художник решает каждое изделие не только с утилитарной стороны, но и уделяет огромное внимание декоративности.

Из сложных по замыслу и обработке композиций, особенно сцен охоты, рождаются самодостаточные и необычные украшения для стола и для дома, а также для тех, кто не любит банальностей в ювелирном искусстве и ценит оригинальность авторского замысла. Эксклюзивные сувениры выполнены с безупречным художественным вкусом, что свидетельствует о высокой профессиональной культуре мастера. По сложившейся традиции его можно назвать молодым художником, но, вместе с тем, он обладает таким багажом мастерства, который позволяет говорить о нем, как об авторе с хорошим запасом творческого опыта и со стремлением к совершенствованию, с уже сложившейся позицией в искусстве.

Поражают своей светоносностью композиции флорентийской мозаики Светикова Андрея, где сложность прорисовки и цветовая изысканность достигается путем разложения изображения по планам, и передачи в каждом из них динамики цвета и тона. Художник избегает монотонного подбора цветов, сухой прорисовки отдельных элементов, он набирает изображение живописно, разнообразно, обогащая цветовыми валёрами. При этом, сберегая цельность большого главного пятна, делая его декоративно-звучным, выразительным, изображая его не бесформенной массой, а конкретным, узнаваемым объемом, он оперирует четкими композиционными членениями.

Камни же в композициях, будь то "слегка" доработанные матовые или сверкающие изнутри прожилками самоцветы, кажутся живыми: они светятся, мерцают, завораживают, и каждый - воплощенная индивидуальность. Удачно решено и композиционное соединение камней между собой, его совершенно не видно и благодаря этому работа кажется целостной и живописной. Профессиональное качество исполнения этих вещей, несомненно, - на высочайшем уровне. Особенного внимания заслуживают иконы “Владимирская Богоматерь”, “Сергий Радонежский” и “Спаситель” (Андреевский монастырь).

Искусная связь тонко прорисованной композиции, четкий ритм в расположении ярких цветовых пятен и точно найденное чередование объемов создает впечатление поразительного великолепия в других работах (Ювелирное изделие Крест “Распятие” и работы по мотивам иллюстраций Ивана Билибина “Птица Алконост” и ”Птица Сирин”.Источником вдохновения автора, несомненно, является классическое искусство, о чем свидетельствуют строгая, утонченная красота классически ясных, чистых форм, совершенные пропорции и безупречное исполнение в технике флорентийская мозаика. Эти произведения привлекают своей парадностью и необычайно удачным колористическим решением. Моделировка формы отличается предельным лаконизмом.

Изделия Верховой Марины покоряют удивительной магией, рожденной союзом таланта и мастерства. Она закончила МГПУ им. Ленина (1985 г.) и работала художником на фирме “Кавида” при Андреевском монастыре, а затем на часовом заводе “Мактайм” художником – модельером. Работы художницы прекрасно подходят под любой интерьер, вносят в него тепло и уют. Они привлекают своим синтезом с человеком, что является особенно актуальным в наше время. Мы видим, что при проектировании скульптуры Марина детально и конструктивно прорабатывает объемы, выдерживая при этом композиционное единство и обобщенность. Главное в работах художницы – это созданные ею выразительные образы животных. Неожиданные ракурсы, в которых художница изображает своих персонажей, поражают своей внутренней энергией и свободной характерной пластикой движения. Одновременно остросовременный и вечный романтический образ выражается в этих работах. Только обладая высочайшим мастерством построения объемной композиции, оригинальной интерпретацией образов животных и глубоким чувственным переживанием можно достичь подобной эмоциональной насыщенности. Работы художницы хранятся во многих галереях и частных коллекциях России и Европы. Приобретая эксклюзивные сувениры Верховой Марины, человек становится обладателем не только уникального изделия, но и частицы души художника, что и является главной задачей творческого человека.


Возврат к списку