Анонсы

Главная — Выставки  — Анонсы-Итоги — Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»

25.10.2019 - 27.10.2019


Амбер Плаза, Краснопролетарская, 36


«Юрий Федоров. Богословие в ювелирном искусстве»


25 - 27 октября 2019 года, в рамках выставки «Симфония Самоцветов», будет представлена тематическая экспозиция:

«Юрий Федоров.

Богословие в ювелирном искусстве»

«Человек — проводник Божественной энергии, потому так важен момент участия человека в созидании. Мастер должен трудиться и молить Бога о помощи. Это не должна быть какая-то выученная молитва, это может быть просто неосознанное молчаливое обращение, пронизанное любовью к Творцу. Любовь — глубоко религиозное чувство, то, что одухотворяет предмет и делает его живым.»

Юрий Федоров

К теме христианской мелкой пластики Ю.А. Федоров впервые прикоснулся в 1979 году. Он одним из первых вплотную приблизился к исследованию истории и типологии Креста как основополагающего символа христианства. Его книга «Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов», увидевшая свет в 2000 году, стала настольной для всех специалистов, художников и ювелиров.

Своими трудами и творческими разработками в области христианской металлопластики Федоров внес значительный вклад в ставрографию – науку о крестах и продолжил традиции великих мастеров прошлого.

Все произведения, созданные в мастерской Ю.А. Федорова, уникальны, они по-настоящему развивают живую традицию древнерусского и византийского искусства в современную эпоху. Они являются эталоном для многих мастеров в России и за рубежом. Не случайно его кресты, иконы, складни составляют гордость многих частных и музейных собраний. Коллекция Ю.Федорова постоянно экспонируется на многочисленных православных и ювелирных выставках в России и за рубежом. Его работы неоднократно отмечались почетными дипломами.

Юрий Анатольевич Федоров - человек с потрясающе интересной биографией, родился 28 сентября 1953 года в г. Ленинграде. Окончил физико–механический факультет Ленинградского Политехнического института и вечерние рисовальные классы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Иконной мелкой пластикой начал заниматься с 1979 года. С 1980 по 1988 гг. выполнял заказы митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Объектом работ художника были резные, из твердых пород дерева и кости, миниатюрные иконки, наперсные кресты, панагии, створчатые пасхальные яйца. В 1989 г. началась его самостоятельная творческая работа, изучение древнерусского и византийского искусства, участие в археологических экспедициях и тематических православных выставках. Юрий Федоров - Член Союза художников России и участник Первой Всемирной выставки миниатюрного искусства в Лондоне в 1995 г.

С 1996 г. художник начинает работу по созданию коллекции православных индивидуальных святынь (нательных крестов, образков, складней), которые выпускаются серийно с использованием техники литья.

Этот период творчества художника ознаменован созданием таких ярких произведений, как: Панагия «БОЖИЯ МАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ» 1995 год (бивень мамонта, черное дерево и перламутр) и Яйцо Пасхальное пятистворчатое «ВОСКРЕСЕНИЕ. ДЕИСИС.» 1997 год (самшит, серебро, позолота).

Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»

В настоящее время Ю.Федоров является учредителем и директором ювелирного предприятия ООО "Мастерские Юрия Федорова" — единственного обладателя исключительных прав и патентов на все работы художника. Помимо руководства предприятием Юрий Федоров продолжает исследования в области церковного искусства и ставрографии, результатом которых являются его работы.

В коллекции автора представлены православные индивидуальные святыни: нательные кресты, мощевики, образки, складни, пасхальные яица. Эти изделия являются плодом кропотливой исследовательской работы и молитвенного труда художника. Это не копии конкретных исторических памятников. При их создании главной задачей было передать глубокое духовное содержание древних святынь, используя иконографический и символический язык церковного искусства, сложившийся на протяжении всей многовековой истории Православной Церкви. Каждое изделие имеет подробное описание, содержащее исторический экскурс и богословское обоснование, что помогает правильному духовному пониманию этих предметов. Следуя древним традициям, модели для изделий вырезаются автором вручную в натуральную величину только с помощью штихеля и оптики. В то же время, в производственном процессе изделия изготавливаются с использованием новейших ювелирных материалов и современной техники вакуумного литья (оборудование фирмы "SCHULTHEISS", Германия), что позволяет максимально точно воспроизвести все мельчайшие детали авторской модели. Отливки обрабатываются вручную, фрагментарно золотятся (износостойкое покрытие 5 мк), рельеф чернится и художественно обрабатывается. В изделиях с эмалью употребляются только горячие эмали.

Вся выпускаемая продукция проходит авторский контроль, который связан с проверкой не только технических качеств. Особенное место в коллекции произведений Юрия Федорова занимают кресты, кресты-мощевики и иконки-складни. Например, нагрудная иконка-складень «Похвала Богоматери», выполненная в серебре с чернением и позолотой, впечатляет своим сложным сюжетом и композиционным решением. Ее модель была выполнена в 1998 году. Коллекцию так же украшает невероятной красоты серебряный крест «ГОЛГОФСКИЙ КРЕСТ С ЦАТОЙ. ТРОПАРЬ КРЕСТУ.» с многоцветной горячей эмалью, выполнен в традициях русских православных крестов XVII–XVIII вв., широко распространенных в северных землях Руси. Похожий крест XVII в. Из Великого Устюга можно увидеть в Эрмитажной коллекции. Подобные кресты часто дополнялись красивыми цепями, также покрытыми эмалью, и носились поверх одежды в качестве праздничного убранства. Правильному символическому прочтению помогает гармоничное сочетание цветов эмали. Так, белый фон, часто используемый в русских эмалевых изделиях, не только эффектно выделяет другие цвета, но и как символ невинности и святости души, согласно иконографическим традициям, является обозначением рая. Символичны и другие цвета: синий – цвет Божественной непостижимости, истины, откровения; зеленый – цвет вечной Жизни и победы жизни над смертью; желтый или золотой – цвет солнца и Божественного света.

Взгляд притягивает крест «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ С СИМВОЛАМИ ЕВАНГЕЛИСТОВ», который отличается сложной линией силуэта, необычным композиционным решением и потрясающими цветовыми соотношениями. Этот четырехконечный нательный крест греческих пропорций с подвижным оглавием выполнен в технике выемчатой многоцветной горячей эмали. Его форма восходит к византийским крестам с расширяющимися от центра балками, с каплевидными отростками на краях и кругами посредине окончания балок. Особенностью формы этого креста является то, что, подчиняясь иконографической композиции, балки креста приняли очертания крыльев ангельских существ – символов четырех евангелистов. Такая композиция лицевой стороны креста, где в центральном круге помещен образ Спасителя, а на четырех балках креста – символы евангелистов, часто встречалась на византийских и древнерусских крестах. «Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию. Выбор креста — глубоко личный, сакральный процесс. Человек должен почувствовать: что-то берет за душу, и непонятно почему. Потому что подобное тянется к подобному — это как любовь. Душа сама чувствует!» - говорит сам Юрий Федоров.

Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»

Поражают своей выразительностью и гармонией формы перстень и серьги «Павлин», выполненные в технике многоцветной горячей эмали. На щитке перстня изображен павлин, что являлось любимым сюжетом еще в дохристианском искусстве. Помимо прекрасных декоративных качеств, такие изображения выражали идею вечности и служили символом бессмертия. Это было связано с некоторыми особенностями павлина. Во-первых, он относится к тем птицам, которые ежегодно, с наступлением зимы, теряют свои перья, а весной, когда вся природа обновляется, оперяются снова, как бы оживая. Во-вторых, мясо умершего павлина обладает свойством не портится, т.е. остается нетленным. Кроме того, хвост павлина имеет форму круга – символа вечности и бессмертия. Серьги очень лаконично завершаются тремя легкими жемчужными подвесками, символизирующими врата Небесного Иерусалима.

Создавая свою коллекцию христианских браслетов, Юрий Федоров учитывает их защитную функцию, но в тоже время считает главным, чтобы браслет напоминал нам о высоком творческом призвании человека, чтобы он был Божией «печатью на руку», благословляющей и дающей силу на благие дела. Автор не стремится копировать древние образцы браслетов, а старается в рамках традиции учесть современные эстетические вкусы, а главное, передать христианский дух древних изделий. Необычайной красоты браслет «Павлин. Древо жизни» представляет собой ряд круглых медальонов, соединенных между собой кольцами. На медальонах изображены - стилизованные Древо Жизни и павлины, развернутые вправо и влево, выполненные в технике многоцветной эмали. Чередование этих изображений на браслете образует композицию, где Древо Жизни фланкируется двумя павлинами. Такой сюжет часто использовался в византийском искусстве для передачи образа рая, где павлины играли роль райских птиц.

Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»Ювелирно-минералогическая выставка-ярмарка «Симфония самоцветов»

Юрий Федоров считает, что «важна задача, которую ставит перед собой художник. Любой истинный мастер должен быть одухотворен идеей, его должно что-то мучить. Стиль — это вторичная и глубоко индивидуальная специфика выражения чувств. Стиль — просто изобразительное средство. Часто мы видим одно, а изображаем совершенно другое. В начале творческого пути художник жаждет очищения, ему хочется освободиться от своей порочности и тем облегчить свою душу, все это он выражает в создаваемом произведении.»

Назад к списку