Судьба как метафора

10 Августа 2012

Есть судьбы, которые с рождения до последних мгновений жизни в нашем сознании запечатлеваются как метафора, как сказка о сильном и прекрасном герое.

Камея — это слово стало символом утонченной красоты. Этим словом часто характеризуют произведения искусства, в которых подчеркивается отточенность форм, или оценивают красоту человека, образно раскрывая соразмерную миниатюрность и тонкое изящество. Камеи достойны, быть такого рода эталоном: они рождены классическим искусством древности, которое опоэтизировало и объявило эстетически прекрасным все лучшее, все достойное идеала гармоничного и совершенного Человека.

Геолог Владимир Савич родился 5 мая 1938 года недалеко от Бийска – Алтайского края. Его детство до 15 лет проходило у бабушки на селе. С 16 лет он уехал с Алтая на Каспийское море, где работал на рыболовецких судах. Уже с юношества он мечтал о геологии. Романтизм, свободолюбие и желание быть сильным и нужным приводит юношу в Семипалатинский геологоразведочный техникум, по окончании которого его распределяют на шахты. Идея резать камень сидела глубоко внутри и идея получить профессию была необыкновенно свежа. В ЗНУИ (Заочный Народный Университет Искусств) в Москве тогда собирались люди разных профессий и возрастов. Единственное, что их объединяло – это вдохновение и творческий порыв. Среди них был высокий, крепкий геолог со светлыми глазами, умный и доброжелательный, но несколько отстраненный. Уже тогда он начал создавать камеи на античные сюжеты, тонкие, легкие и изящные. Особенно поражает своим изяществом линий и могуществом внутренней силы камеи с изображением греческих богов.

Судьба как метафораСудьба как метафора

Представьте себе состояние, когда смотришь в зеркало, а там вместо привычных вещей открывается другой мир, другая эпоха. Геологу в нашей стране всегда есть, где приложить свои знания: Урал, Средняя Азия, Каспий. В 36 лет (1974 год), уже зрелым специалистом он участвует в экспедиции в Навои, где он стал собирать камни и одновременно литературу по искусству, по истории камнерезного дела. В начале 90-х годов Владимир Савич не только освоил технологии, овладел ремеслом, но и определился в стиле и темах изображения.

Камеями принято называть резные камни с изображением, исполненным в рельефе (в отличие от инталий — камней с углубленным изображением, с незапамятных времен, служивших печатями). Происхождение термина «камея» неясно. Вероятнее всего, появившееся в XIII в. во французском языке слово camaheu, camaieul, соответствующее греческому κειμλιον— драгоценность, — было принесено с византийского Востока в Европу крестоносцами.

В конце IV — начале III в. до н.э. появляются собственно камеи — рельефные многоцветные геммы, исполнявшиеся чаще всего на особой разновидности многослойного агата — сардониксе. Полихромность была тем новым, что отличало этот вид резных камней от традиционных гемм.

Используя различную окраску слоев сардоникса, Владимир Савич достиг чисто живописных колористических эффектов. Рельеф камей подчеркивался игрой ярких тонов и их нюансов: от темного через различные оттенки коричневого до голубовато-серого и белого. Варьируя толщину светлого слоя так, чтобы сквозь него просвечивал темный нижний слой, мастер добился иллюзии светотеневой моделировки. Примером такого искусного изображения являются его произведения:

Судьба как метафораСудьба как метафора

Неуемная радость и восхищение мощью и красотой природы отразятся не только в античных сюжетах, но и в изображениях человеческой красоты. Трепетное же отношение к судьбе человека, его исканиям и испытаниям будет отражаться в ликах святых, трогательно глядящих на нас с живой плоти камней.

Судьба как метафораСудьба как метафораСудьба как метафора

Больше всего потрясают образы Богоматери и Николая Угодника, потому что они настолько живые, с таким глубоким взглядом, что кажется – они смотрят прямо в душу! Они украшают оклады икон в храмах Москвы: в храме Св. Николая Угодника на Преображенской площади и храме Петра и Павла в Битцевском парке. Но больше всего Владимир Савич дорожил своей последней работой – отделкой иконы «Семистрельной» Богородицы, которая хранится сейчас в одноименной часовне на Рублевке. Именно к ней прикладывался, принимая присягу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Камеи — богатейший источник сведений о духовной и материальной культуре древнего мира. Но основная ценность их в художественном совершенстве. Выдерживая сравнение с лучшими творениями античного гения в большом искусстве, работы Владимира Савича стали образным гимном в честь светлого и радостного приятия мира, в честь Человека, лучшие качества которого — гармоничную красоту, ясность ума, дерзание смелого духа — воспело классическое искусство Древности.


Возврат к списку